Построение общины. Ч.2.

Ответим на основные вопросы: Кто виноват? и Что делать?

Кто виноват?
По-моему, и не только, глупо искать причины своих бед во внешней среде. Если с тобой что-то плохое произошло, то ответ на вопрос «кто виноват?» может быть один – ты сам и виноват! Кто виноват, что на нашей земле творится беспредел? Мы же и виноваты. А в чем конкретно наша вина? Нет, мы люди неплохие, не хуже других, и среди нас много замечательных достойных, добрых, справедливых и т.д. Но мы разобщены и это разобщенность уже стала частью нашего естества. Глубинная причина этого, скорее всего в страхе. На уровне коллективного бессознательного и на уровне конкретной личности есть страхи – «Как бы чего не вышло…», «А вдруг …», «У меня проблем нет…», «Моя хата с краю…» и т.д., не всегда осознано. Конечно в других условиях эти страхи можно было бы списать на осторожность или пугливость, но сейчас когда ситуация требует единства здоровых общественных сил, все эти отмашки – обычная предательская трусость. Есть и другие причины, но не будем тратить время на их разбор. Ответ на вопрос «кто виноват?» получен.

Что делать?
Все знают, что делать! Спроси у любого, тебе ответят – «надо объединяться». Ведь многим понятно, что бойкот некоторых торговцев на рынке по национальному признаку, во-первых не вполне нравственен, а во-вторых малоэффективен, по сравнению с мощной конкуренцией которую могут составить общины местного населения. Но дальше слов об объединении дело не идёт чаще всего, т.к. многие подобные начинания уже обречены на провал ввиду той слабой основы, на которой они строятся:

1. Идеологическая основа. Кто-то вбил в голову нашей интеллигенции, что обязательно должна быть некая светлая идея вокруг которой и произойдет чудесное объединение. Но у такого подхода есть свои минусы:
А. Реально такие объединения только разделяют общество. Кого только нет, и монархисты, и коммунисты, и пофигисты, и адвентисты, и родноверы, и еще, без преувеличения, тысячи русских сект (секта – обособленная часть целого, в данном случае русского народа). Каждый сидит в своем кружке и никогда не объединиться с другими «по идеологическим соображениям».
Б. Человек развивается и некоторые идеологии он «перерастает», поэтому уходит в ту секту, которая теперь больше ему подходит «по идеологическим соображениям». Т.е. объединение на любой идеологической основе не постоянно, в нем пожизненно остаются только фанаты.
В. Вступив в такое сообщество, человек вынужден обслуживать, продвигать, проповедовать принятую идею, т.е. заниматься часто бесполезной и, на самом деле, ему и обществу абсолютно не нужной деятельностью.

2. Негативная, аппозиционная настроенность. Бывает проще объединиться не «за», а «против» кого- или чего-либо. Но и здесь есть некоторые минусы (коротко):
А. Организация временная (можно достигнуть своей цели, можно "перехотеть" кого-то побеждать и т.д.).
Б. На борьбу уходят излишние силы и средства (например, наиболее рьяные борцы переходят к незаконным действиям и делают своим врагом еще и государство).
В. Узкая направленность. Во многих сферах жизнедеятельности не связанных с «борьбой» участники остаются один на один со своими проблемами.

Кроме указанных причин, существуют разобщающие факторы свойственные любой организации, о которых можно прочитать в учебниках по психологии групп.

Так на какой же основе должна строиться община, которая станет надежным социальным домом для её участника, и которая выдержит испытание временем? Выдвигаю гипотезу, которую мы будем, возможно вместе с вами, проверять:

1. Цель общины. Цель создания и жизнедеятельности общины не должна быть абстрактной или возвышенной. Наоборот, община должна давать совершенно конкретные преимущества и блага её участнику. Например, наша община создается для того, что бы оказывать участникам необходимую поддержку в трудных жизненных ситуациях, в творческом, профессиональном и личностном развитии.
Функции «правильного» объединения во многом схожи с функциями семьи, но обладают большими возможностями. При этом наиболее важными являются защитная и хозяйственно-экономическая функции. Защитная функция проявляется в том, что община осуществляет физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Хозяйственно-экономическая функция проявляется в создании кассы общинной взаимопомощи, развитию общинных бизнес-проектов, в наличии и приумножении общинного имущества. В той или иной мере община будет реализовывать, кроме указанных, досуговую, статусную, социализирующую, коммуникативную и др. функции.

2. Участники общины. Кадры решают всё, и поэтому очень важно, что бы костяк общины составляли адекватные люди, мозги которых не заражены «идеологическими вирусами» (т.е. эти люди не фанаты, чего либо). Основатели должны быть достаточно высоконравственными, что бы иметь мужество принять на себя обязательства товарищества и братства. Это должны быть смелые и, как минимум, неглупые люди.

3. Идеологическая свобода. Община не должна вмешиваться в такие личные дела людей, как религия, политические предпочтения, семейные отношения. Исключение из общины возможно только по причине невыполнения обязанностей по взаимопомощи, либо если человек пытается свои личные взгляды, например религиозные, навязчиво проповедовать среди членов общины.

4. Добрая атмосфера в общине, истинное товарищество и взаимоуважение. Комментарии излишни, это скорее ориентир.

Очевидно, что община, построенная на такой основе, будет с одной стороны максимально поддерживать человека, с другой, минимально ограничивать его свободу.

Итак, теоретический каркас «идеальной» общины построен. Как же построить реальную общину? Опишем пошагово, как это можно сделать в следующей части статьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задать вопрос инструктору: